Суббота, 18.05.2024, 12:34Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [6]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 150
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

ИКТ на уроках русского языка
Использование информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) на уроках русского языка и литературы Сегодня очень много внимания уделяют использованию информационных технологий в школе. И это вполне оправдано тем, что век нынешний – это век информационный. Наша задача заключается не только в том, чтобы дать детям знания, но в том, чтобы научить своих воспитанников искать их и осваивать самостоятельно. Умение обрабатывать информацию на сегодняшний день является весьма ценным достоянием. В связи с этим мне и хочется построить свое выступление с точки зрения способности ИКТ помогать учителю в достижении этой цели. Давайте сначала вспомним, что же подразумевают под собой ИКТ? Во-первых, это технологии, позволяющие искать, обрабатывать и усваивать информацию из различных источников, в том числе и из Интернета. Во-вторых, это использование самого компьютера, самых разных программ. Применение информационных технологий на уроках необходимо, и мотивировано это тем, что они • позволяют эффективно организовать групповую и самостоятельную работу на уроке; • способствуют совершенствованию практических умений и навыков учащихся; • позволяют индивидуализировать процесс обучения; • повышают интерес к урокам русского языка и литературы (особенно у мальчиков); • активизируют познавательную деятельность учащихся; • развивают творческий потенциал учащихся; • осовременивают урок. Сегодня я хочу поделиться своим опытом использования компьютера при подготовке к урокам, на уроках и во внеурочной деятельности. Компьютер может использоваться на всех этапах обучения: • при объяснении нового материала; • закреплении; • повторении; • контроле знаний, умений и навыков. При этом для ребенка он выполняет различные функции: учителя, рабочего инструмента, объекта обучения, сотрудничающего коллектива, игровой среды. В функции учителя компьютер представляет источник учебной информации (частично или полностью заменяющий учителя и книгу); наглядное пособие (качественно нового уровня с возможностями мультимедиа и телекоммуникаций); индивидуальное информационное пространство; тренажер; средство диагностики и контроля. Основные направления использования компьютерных технологий на уроках • Визуальная информация (иллюстративный, наглядный материал) • Интерактивный демонстрационный материал (упражнения, опорные схемы, таблицы, понятия) • Тренажёр • Контроль за умениями, навыками учащихся • Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся • В основном все эти направления основаны на использовании программы MS Power Point. Чего она позволяет достигать на уроках? • Стимулирование познавательной деятельности школьников, которое достигается путем участия ребенка в создании презентаций по новому материалу, подготовке докладов, самостоятельному изучению дополнительного материала и составление презентаций — опорных конспектов, при закреплении материала на уроке; • Способствование глубокому пониманию изучаемого материала через моделирование основных учебных ситуаций; • Визуализация учебного материала; • Интеграция со смежными дисциплинами: историей, мировой художественной культурой, музыкой • Повышение мотивации учения школьников и закрепление интереса к изучаемому предмету; • Разнообразие форм представления учебного материала, домашнего задания, заданий для самостоятельной работы; • Стимулирование воображения школьников; • Способствование развитию творческого подхода при выполнении учебных заданий. Рассмотрим конкретные примеры использования Power Point на уроках. Современный урок литературы невозможен без сопоставления литературных произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю управлять потоком ассоциаций, будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно-наглядная основа урока, делает его ярким, зрелищным и поэтому запоминающимся. В методической литературе накоплен большой опыт работы с иллюстрациями, репродукциями, портретами и фотоматериалами, но перед учителем всегда стоит проблема раздаточного материала. Эту проблему нам могут помочь решить компьютерные информационные технологии, которые дают возможность подготовить презентацию иллюстративного и информационного материала, (набор слайдов-иллюстраций, снабженных необходимыми комментариями для работы на уроке), создать сайт и таким образом обобщить материал по теме. В рамках этой программы можно организовать на уроках литературы, МХК, развития речи сопоставление иллюстраций, сравнивание работ разных художников к одному и тому же произведению. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки и даже побывать на экскурсии в музее. Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока, в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся. Компьютер, конечно, не может на уроке литературы заменить живое слово учителя, изучение художественного произведения, творческого общения, но может стать хорошим помощником. 1. Тренажёр, контроль за умениями, навыками учащихся Тестовый контроль и формирование умений и навыков с помощью компьютера предполагает возможность быстрее и объективнее, чем при традиционном способе, выявить знание и незнание обучающихся. Этот способ организации учебного процесса удобен и прост для оценивания в современной системе обработке информации. Помогают решить эти проблемы учебные компьютерные программы по русскому языку и литературе, которых в настоящее время создано достаточно много. (Обзор компьютерных образовательных программ) Учебные компьютерные программы по русскому языку позволяют решить ряд проблем: • повысить интерес учащихся к предмету; • повысить успеваемость и качество знаний учащихся; • сэкономить время на опрос учащихся; • дают возможность учащимся самостоятельно заниматься не только на уроках, но и в домашних условиях; • помогают и учителю повысить уровень своих знаний. 2. Самостоятельная поисковая, творческая работа учащихся Компьютерные технологии дают самые широкие возможности для развития творческого потенциала школьников. Учитель может научить ребенка грамотно использовать компьютер, показать, что он не только игрушка и средство общения с друзьями. При умелом наставничестве педагога подросток учится среди обилия информации в Интернете находить нужную, учится обрабатывать эту информацию, что является наиболее важной задачей. Все мы уже сталкиваемся с тем, что наши ученики приносят аккуратно переписанные с сайтов сочинения, бездумно и совершенно без усилий перепечатанные доклады и рефераты. Есть ли польза в такой «работе»? Минимальная: все же нашел, что искал, и сумел выкрутиться из проблемы. Что может сделать учитель, чтобы подобная работа все же приносила пользу? Создать необходимость обработать найденную информацию, преобразовав ее, например, в виде опорной схемы, презентации, тестовых заданий, вопросов по теме и т.п. Самое элементарное применение компьютера ребятами – редактирование текстов, набор текстов своих творческих работ, своих стихов, составление сборников, создание компьютерных рисунков. Старшеклассники оформляют свои доклады, рефераты с помощью компьютера, делают сами рисунки, схемы, помогают делать тесты, пособия по литературе, дидактический материал. Надо отметить, что ребятам нравится выполнять задания на компьютере. Это тот самый случай, когда приятное соединяется с полезным. Кроме этого, использование компьютерных, информационных технологий на наших уроках позволяет осуществлять интеграцию с информатикой, реализовывать приобретаемые на этом занятии навыки в практической деятельности. Этот союз приятен и преподавателям информатики и информационных технологий. В школе учителя разрабатывают материалы для публикации на педагогических интернет-сайтах., имеют свои учительские сайты ,создают презентации, к урокам готовят интерактивные тренажеры-тестеры, интерактивные физминутки, применение флипчартов, работают с электронными учебниками.


Таким образом, использование ИКТ на уроках значительно повышает не только эффективность обучения, но и помогает создать более продуктивную атмосферу на уроке, заинтересованность учеников в изучаемом материале. Кроме этого, владение и использование ИКТ – хороший способ не отстать от времени и от своих учеников. Изменения, которые происходят в современном мире, обуславливают необходимость развития новых способов образования, педагогических технологий, направленных на развитие личности, навыка самостоятельного поиска информации, формирования у школьников способности ставить и решать задачи разного типа. Поэтому особое значение имеет внедрение инновационных технологий в образование. В обучении воспитании учащихся предпочтение отдаю тем современным технологиям, которые помогают оживить урок, придают ему эмоциональную окраску, следовательно, затронуть душу ребёнка, заинтересовать каждого ученика, соединять теорию с практикой, необходимой для жизни в целом. Чаще других инновационных методов использую проектные, информационно-коммуникативные, игровые технологии. Все перечисленные методы обеспечивают развитие индивидуальности и самостоятельности ученика. Выше названные технологии применяю при обобщении и систематизации знаний, при изучении нового материала, на уроках контроля знаний, а также во внеклассной работе. В современном мире информационные технологии становятся определяющими в работе с информацией. Обучение связано прежде всего с развитием умений находить и тщательно отбирать нужный учебный материал. Создание презентации Power Point - Для демонстраций и иллюстраций формул, текстов, схем при изучении нового материала, разделение его на отдельные смысловые блоки. Использование интерактивных компьютерных уроков, курсов - Использование демонстрационного и лабораторного оборудования на базе современных средств и технологий(компютерная измерительная система L-микро) Подготовка к ЕНТ, решение задач и т.д. Использование Интернет сети - В организации проектной и исследовательской деятельности, для сбора научной информации, информационного пространства. Использование электронных таблиц - Для обработки результатов психологических тестов, для обработки результатов контрольно-измерительных работ. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс заметно меняет традиционный взгляд на образование. Из всех позитивных влияний ИТ в образовании, пожалуй, самым главным является то, что они повышают эффективность самообразования. Освоение и использование интерактивных форм и методов обучения обеспечивает достижение в работе нескольких важнейших образовательных целей: - Стимулирование мотивации и интереса в области изучения родного языка как науки; - Повышение уровня активности и самостоятельности учащихся; - Развитие навыков анализа, развитие устной и письменной речи, взаимодействия, коммуникации; - Изменение установок и социальных ценностей; - Саморазвитие и развитие благодаря активизации мыследеятельности и диалогическому взаимодействию. В управлении учебно-познавательной деятельностью обучаемыхВ формировании и развитии личности
Метод проектов; Проблемное обучение; Обучение в сотрудничестве; Личностно-ориентированные технологии; Игровые технологии; Информационные технологии; - планирование результатов обучения; - психологизация образовательного процесса; - использование информационных технологий.  Технологизация работы классного руководителя;  Разработка и реализация проекта системы воспитательной работы в отдельно взятом классе. Система ориентирована: - рациональное использование времени и энергии всех участников процесса. - психологическая и педагогическая поддержка ученика - самопознание и воспитание мотивационной сферы - постановка цели саморазвития - умение дорожить временем.

Желание осваивать все новое и новое усиливается с появлением и формированием умений в данной сфере деятельности. В процессе освоения стало очевидно, что современная технология учебного материала должна иметь теоретическое происхождение, т.е. являться следствием неких теоретических принципов, выражающих закономерности процесса обучения. Поиск более эффективных форм организации и управления образовательным процессом продолжается в течение всей педагогической деятельности учителя. Объясняется это не только тем, что нет таких методик и педтехнологий дающих стопроцентный успех, но еще и тем, что по мере развития экономики социально политической и культурной жизни общества меняются приоритеты в образовании. Любая методика обучения, любые педагогические технологии, преломляясь через жизненный опыт и субъектное мировоззрение учителя видоизменяются, хотя цель и логика построения занятий строго соблюдаются по технологии. Весь свой педагогический потенциал прилагаю на то, чтобы достичь у учащихся:  Умение схематизировать информацию из письменных и устных источников, схематизировать собственные тексты, идеи и рассуждения, систематизировать и классифицировать их;  Умение видеть и вычленять проблемы, строить предположение об их разрешении, уметь поставить задачу, выявлять в ней её условия и неизвестное, подбирать и создавать варианты решения. Осваиваю технологии развивающие мыслительную деятельность ребенка, разработанные на концепциях когнитивной психологии.
 
Категория: Мои статьи | Добавил: elen2011 (17.04.2012)
Просмотров: 1972 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz