Воскресенье, 22.12.2024, 13:54Приветствую Вас Гость | RSS
Мой сайт
Меню сайта
Категории раздела
Мои статьи [6]
Наш опрос
Оцените мой сайт
Всего ответов: 150
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Форма входа

Каталог статей


Главная » Статьи » Мои статьи

«Развивающее обучение на уроках русского языка и литературы в начальных классах"
Статья «Развивающее обучение на уроках русского языка и литературного чтения в начальных классах».
   На протяжении нескольких лет школа нуждалась в качественных изменениях в отношении обучения и воспитания. В настоящее время ведется большая работа по переходу на 12-летнее образование: изменяются учебные планы, разрабатываются и успешно внедряются новые учебники, учителя работают по новым технологиям. Прочные позиции занимает развивающее обучение. Развивающее обучение предполагает вовлекать обучающихся в различные виды деятельности, использовать в преподавании дидактические игры, дискуссии, а также методы оьучения, направленные на обогащение воображения, мышления, памяти, речи. Как в практике используется методика РО ? В методике развивающего обучения используются активные формы и методы обучения: 1.Творческие задания 2. Работы в малых группах, парах 3.Обучающие игры, игровая деятельность 4.Экскурсии. Ученик ставится в положение исследователя, способного видеть проблему, выводить гипотезу, доказывать свою точку зрения. ( Например учитель задает вопрос ребенку , ученик отвечает, далее учитель просит доказать свою точку зрения.)конечная цель развивающего обучения: обеспечить каждому ученику условия для развития как самоизменяющегося субъекта-личности.
             На уроках РО преобладают групповая и парная форма организации учебного процесса. Работая в группах, в парах, дети находят ответы на поставленные вопросы вместе. После выполнения заданий одна группа называет свои ответы, другая соглашается или нет . Если нет, то вторая группа выставляет свой ответ и вместе обе группы под руководством учителя находят правильный ответ. Уроки постановки и решения учебной задачи начинаются с практической работы, при которой учащиеся демонстрируют знания, умения и навыки, полученные ранее. Создание ситуации успеха. Выполняя данное или следующее задание , ученики сталкиваются с ситуацией незнания. задание не решается способом, известным детям). Например на уроке «Мягкий знак на конце существительных после шипящих» дети пишут под диктовку слова с мягким знаком: пальто, соль, пальма, рысь и другие. С заданием справляются так как знают, что мягкий знак является показателем мягкости стоящего перед ним согласного., но к этим словам мы добавим слова товарищ и помощь. Известный способ не работает, так как дети знают, что звук Щ в указателе на мягкость не нуждается, так как он всегда мягкий. Одни дети говорят что надо писать Ь, другие что не надо..
          Найдя эти слова в орфографическом словаре или в словаре в конце учебника , они видят , что в слове товарищ нет мягкого знака, в слове помощь есть..чтобы выработать способ в виде правила, решено провести исследовательскую работу с этими словами и им подобными.. Сравниваем два слова товарищ помощь . существительное =существительное мужской род = женский род единственное число =единственное число именительный падеж =именительный падеж. Одушевленное = неодушевленное На конце шипящий = на конце шипящий В результате наблюдения дети видят, что есть разница между двумя словами. Мужской и женский род .Значит делаем вывод :мягкий знак пишется только у имени существительного ж.р. Дети сами нашли способ написания Ь.
  Чтобы дальше во время работы не ошибиться надо знать и уметь определять род, отличать имя существительное от других частей речи. Когда дети осознанно усвоили правило можно предложить им задания : Найти лишнее слово: ложь, нож, еж, гараж. Ответ: лишнее слово: ложь (ж.р) , а остальные слова мужского рода. При выполнении следующего задания проявляется компетентность разрешения проблем. Выпиши слова , которые пишутся по такому правилу как слово НОЧЬ. Стеречь, жечь, дичь, печь, прочь, дочь, стричь. .
          Стержнем «Занковской» системы является достижение максимального результата в общем развитии школьника на основе формирования знаний умений навыков с использованием небольшого количества упражнений и заданий, самостоятельного добывания новых знаний всем классом. Учащимся предлагается не только списывать текст и вставлять пропущенные буквы, не только решать примеры, но и размышлять какое правило объединяет все задание. На уроках литературного чтения ученик выступает не просто в роли пассивного читателя, но и как соавтор учебника. Учебник большое количество заданий адресует фантазии детей: дополнить, изменить придумать, нарисовать. Например: Пофантазируй о чем может думать рыбка в аквариуме, черепаха в коробке? Выдвини версию : как ты думаешь почему тигр полосатый , откуда у кенгуру сумка и.т.д. Докажи, что Сказка « Морозко» русская народная и т.д. Такие задания формируют первичные исследовательские навыки, развитие творческих способностей, воспитывают внимательное отношение к слову, способствует интеллектуальному развитию. Принцип осознания учения развивает рефлексию, самоанализ- взгляд на себя (сегодня на уроке мне удалось, самым интересным длЯ меня было… Умение выделять главное в тексте, умение находить ответ в тексте на вопрос учителя.
   На уроках я применяю метод графических ассоциаций или мнемотехнику - это ребусы, стихи, рисунки, группировки слов, которые вызывают определенные ассоциации. Т.е суть заключается в том, что запоминаемая буква зашифровывается в виде графического образа- картинки. Она легко запоминается и легко воспринимается, когда надо. Процесс составления образа и запоминания слова будет уже игрой, причем полезной, развивающей, творческой.
   Интересны задания творческого характера такие как: диаманта (из 7строк, первая и последняя из которых понятия с - противоположным значением), даймонд из 7 строк первые две и последние две строки выражают два противоположных значения, штрихи. Но на уроках русского языка и литературы в младших классах я применяю только синквейн и хайку. Основная задача литературного чтения по развивающей системе – формирование отношения к литературе как к искусству. На материале текстов разных жанров, созданных мастерами отечественной и зарубежной культуры, создаются условия для формирования мира нравственных и эстетических ценностей у учащихся.
Учитель Репетухас Е.В.
Категория: Мои статьи | Добавил: elen2011 (10.11.2011)
Просмотров: 5904 | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Имя *:
Email *:
Код *:
Поиск
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz