Статистика |
Онлайн всего: 1 Гостей: 1 Пользователей: 0 |
|
Каталог статей
Здоровьесберегающая среда - основа образовательного процесса.
В современном обществе, в эпоху 21 века, предъявляются новые, более высокие требования к человеку, в том числе и к ребенку, к его знаниям, способностям. Сегодня успешная деятельность и состояние здоровья детей не могут рассматриваться изолированно друг от друга. Дети школьного возраста проводят в школе значительную часть дня, соответственно заниматься их здоровьем должны, в том числе, и педагоги. В школе должно быть сформировано здоровьесберегающее образовательное пространство, необходимо уделять внимание качественной организации сбалансированного горячего питания, медицинского обслуживания и спортивных занятий школьников. Немаловажное значение имеет и рациональная организация обучения, и реализация образовательных программ, обучающих навыкам здорового образа жизни. К средствам двигательной направленности относятся такие двигательные действия, которые направлены на реализацию задач здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Это — движение; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; эмоциональные разрядки и «минутки покоя»; гимнастика (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж;, тренинги и др. Использование оздоровительных сил природы оказывает существенное влияние на достижение целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Проведение занятий на свежем воздухе способствует активизации биологических процессов, вызываемых процессом обучения, повышают общую работоспособность организма, замедляют процесс утомления и т. д. К гигиеническим средствам достижения целей здоровьесберегающих образовательных технологий обучения, содействующим укреплению здоровья и стимулирующим развитие адаптивных свойств организма, относятся: выполнение санитарно-гигиенических требований, регламентированных СанПиНами; личная и общественная гигиена (чистота тела, чистота мест занятий, воздуха и т. д.); проветривание и влажная уборка помещений; соблюдение общего режима дня, режима двигательной активности, режима питания и сна; привитие детям элементарных навыков при мытье рук, использовании носового платка при чихании и кашле и т. д.; обучение детей элементарным приемам здорового образа жизни (ЗОЖ), простейшим навыкам оказания первой медицинской помощи при порезах, ссадинах, ожогах, укусах ); организация порядка проведения прививок учащихся с целью предупреждения инфекций; ограничение предельного уровня учебной нагрузки во избежание переутомления. Несоблюдение гигиенических требований к проведению занятий снижает положительный эффект здоровьесберегающих образовательных технологий обучения. Формирование ценности здоровья – одно из важнейших средств реализации здоровьесберегающих технологий в учебно-воспитательном процессе. Наиболее эффективны в этом направлении – программы образования в области здоровья, программы психопрофилактики. В целях углубления компетенций по здоровьесбереженню используют различные методы и приемы: практический метод, познавательная игра, ситуационный метод, игровой метод, соревновательный метод, активные методы обучения, воспитательные, просветительские и образовательные программы. Средства педагог выбирает в соответствии с конкретными условиями работы. Это могут быть: элементарные движения во время занятия; физические упражнения; физкультминутки и подвижные перемены; «минутки покоя»; различные виды гимнастики (оздоровительная гимнастика, пальчиковая, корригирующая, дыхательная, для профилактики простудных заболеваний, для бодрости); лечебная физкультура; подвижные игры; специально организованная двигательная активность ребенка (занятия оздоровительной физкультурой, своевременное развитие основ двигательных навыков); массаж; самомассаж; психогимнастика, тренинги, оздоровительные тренинги для педагогов и учащихся, различные реабилитационные мероприятия; массовые оздоровительные мероприятия, спортивно-оздоровительные праздники, тематические праздники здоровья др. Поэтому для себя главной целью работы считаю - развитие ребенка при сохранении здоровья. Задачи задачи педагогов на уроках: ☺ увеличивать двигательную активность учащихся на уроках, предупреждать утомляемость; ☺ выбирать адекватные средства и методы обучения и воспитания; ☺ вести работу с родителями и учащимися по организации ЗОЖ; ☺ использовать методики врачей – офтальмологов. В своей работе я еще раз убедилась в эффективности развивающей системы Л.В. Занкова: • На уроках идет систематическая работа над развитием всех учащихся (сильных и слабых), что является предпосылкой укрепления иммунной системы детей и их болезнеустойчивости. • Построение обучения и характер общего развития учащихся имеет практическое значение, так как стремление к доказательности мысли, к мотивированности действий, устойчивая потребность в активной деятельности и ее видах, чуткость к мнению и переживанию другого - все эти черты ведут к развитию не только умственной деятельности, но и телесного и психического здоровья. • Домашние задания имеют более разнообразное содержание, вызывают у детей интерес, потребность в познании, поэтому не являются источником перегрузки, что само собой становится важнейшей основой для укрепления здоровья. • На уроке создается атмосфера сотрудничества, доверительных отношений, условий для высокого умственного и эмоционального тонуса, положительной мотивации к учению - это является основными компонентами положительного отношения к учению без стрессовых перегрузок и невротических признаков. • Учебную деятельность планируем строго с учетом соблюдения режима школьных занятий, использования средств наглядности, обязательное выполнение гигиенических требований, благоприятный настрой... - все это способствует сохранению высокой работоспособности, исключению переутомления учащихся. • Широко используют учителя в практике нестандартные уроки: урок-игра, урок- соревнование, урок-аукцион, урок-диафильм, урок-сказка, урок взаимообучения учащихся, экскурсия. Это благотворно воздействует на психику школьника, на его состояние физического и психического здоровья. Оздоровительная работа должна охватывать все предметы учебного цикла. Кроме того, используем и дидактический материал, так или иначе связанный с оздоровительной тематикой: карточки для индивидуального опроса, вставки о здоровье, тексты для диктантов, развития речи экологической и валеологической направленности. Как сформировать у детей представление о том, что здоровье - это одна из высших ценностей? Одним из лучших средств, на наш взгляд, является пропаганда здорового образа жизни через сотрудничество с родителями. Здоровье детей зависит не только от их физических особенностей, но и от условий жизни в семье. Совместная работа с семьей заключается в обучение конкретным приемам и методам оздоровления (самомассажу, видам закаливания и т.д.). В этих целях широко использую: - деловые игры, тренинги, - совместные физкультурные праздники, - устные журналы и дискуссии с участием психолога, медиков, а также родителей с опытом семейного воспитания, - семинары, консультации, практикумы. Также в школе проходят еженедельные спортивные мероприятия.Так для 5-6классов ведется секция баскетбол,которую посещают практически все ученики. Спортзал работает каждый день,ежемесячно проходят классные часы по ЗОЖ. но самое главное взрослые и дети стали еще на шаг ближе к спорту. Только систематическое проведение оздоровительной работы в школе и дома с ребенком принесет желаемый результат - поможет школьникам сохранить и укрепить свое здоровье. Приложение Антистрессовые приемы для взрослых и подростков Жизнь наша стремительно несется, всегда есть масса неотложных дел, больше и маленькие проблемы, частые стрессы. Бешенный темп жизни может привести к нервным срывам, депрессиям и реальным физическим заболеваниям. Предлагаю выбрать для себя, своих близких антистрессовые приемы, разработанные разными психологами. Уверена, некоторыми их них Вы уже пользуетесь.
1. Хотя бы полдня в неделю нужно проводить так, как Вам нравится - гуляйте, танцуйте, плавайте или просто валяйтесь на диване с интересной книгой.
2. Не реже раза в день говорите свом близким теплые слова, скорее всего они захотят ответить тем же. Очень важно осознавать, что тебя кто-то любит - это защита от серьезных нервных срывов.
3. Если у Вас малоподвижный образ жизни, несколько раз в неделю давайте себе физическую нагрузку. Это может быть зарядка, активная прогулка в быстром темпе или то, что Вам больше подходит.
4. Пейте больше воды.
5. Хотя бы раз в неделю позвольте себе то, что "вредно", но доставляет Вам удовольствие - побалуйте себя сладеньким, нарушьте диету и т.д. Внимание! Делать это нужно не часто, иначе пропадет эффект.
6. Не позволяйте расхищать Вашу жизнь! Вы вправе не общаться с бесцеремонными людьми, не отвечать на некоторые телефонные звонки, оставлять без ответа "пустые" письма.
7. Когда Вы подавленны или рассержены, попробуйте заняться интенсивной физической работой - уборка в доме, прополка огорода или что-то другое.
8. Дайте возможность себе "выпускать пар", но делайте это наедине. Можно кричать, громко петь, мять бумагу, стоять на голове, танцевать. Главное - не "вмешивать" в свое настроение окружающих.
9. Если нет аллергии, ешьте минимум один банан в день. Это чудодейственный продукт, который наряду с черным шоколадом прекрасно поддерживает нервную систему.
10. Полезно слушать спокойную музыку на свой выбор или звуки природы, параллельно, если есть возможность, делая спокойные дыхательные упражнения.
|
Категория: Мои статьи | Добавил: elen2011 (21.10.2011)
|
Просмотров: 1740
| Рейтинг: 0.0/0 |
|
|